Я проанализировал начальный этап развития своего бизнеса, собрал мнение своих коллег по цеху и выделил некоторые ошибки в бизнесе, на которые так и тянет начинающих предпринимателей.
«Кредит быстро себя отобьёт»
Кредит на открытие бизнеса — полезный инструмент, которым нужно пользоваться с большой осторожностью. С ним связаны многие ошибки предпринимателей.
Так, его главное преимущество заключается в том, что он позволяет преодолеть первый финансовый барьер и приступить к организации бизнеса без серьезных накоплений.
Приведу пример. Федор и Александр решили открыть кофейни. Федор предпочел самостоятельно накопить необходимую сумму и отложил мечты о кафе в долгий ящик. Александр взял целевой кредит и начал активную работу уже на следующий день. В результате через год у Федора на руках «нерабочий» капитал, а у Александра завоеванное доверие клиентов, налаженные связи с партнерами и поставщиками. Теперь, когда Федор захочет выйти на рынок, он столкнется с серьезным конкурентом — Александром, который на шаг впереди. Помогут ли Федору его накопления? Сомневаюсь.
Но не все так радужно, и у кредитования есть 2 огромных минуса, о которых стоит помнить:
-
Одобренный кредит на бизнес — это огромная сумма денег. Далеко не каждый может справиться с ней. Велик соблазн пустить капитал «на пользу дела» — заказать лучшее оборудование, арендовать престижный офис, обзавестись служебным автомобилем и т.д. В итоге вся сумма уходит лишь на атрибуты бизнеса, а до организации первых продаж, формирования базы клиентов, повышения качества продукции или установления деловых связей деньги уже не доходят. Так и остаются предприниматели с красивой оберткой неэффективного бизнеса.
-
Прибыль вы увидите не сразу. Ошибки начинающих предпринимателей — их надежды на быструю окупаемость. Даже если вы грамотно распорядитесь доступным бюджетом и направите его на развитие дела, первые доходы пойдут лишь через время. У бизнеса есть свой срок окупаемости, как правило, первые месяцы он работает в минус и лишь при удачном раскладе выходит на точку безубыточности. Соответственно, кредит не начнет окупать себя с первых дней запуска компании — скорее всего вам придется искать дополнительные источники дохода, чтобы хоть как-то справляться с платежами.
Получение кредита связано с определенными рисками, но ведь без них не обходится ни один бизнес. Главное — правильно анализировать и с умом подходить ко всему, что может потенциально вызвать какие-либо убытки.
Статья по теме: «Где и как найти инвестора для открытия бизнеса»
Завышенные ожидания при недостаточных усилиях
На этапе идеи бизнес представляется таким легким и радужным. Казалось бы, стоит только начать, и продажи пойдут, поставщики выстроятся в очередь с заманчивыми предложениями, а конкуренты почтительно разойдутся в стороны. Но реальность жестока.
Чтобы получить радужное будущее, вам придется работать днем и ночью. Представьте, что у вас появятся сразу несколько работодателей, которые будут тянуть вас в разные стороны: клиенты, государство, поставщики, арендодатели, кредиторы и т.д. У вас будет масса обязательств, которые придется выполнять качественно и в срок — только тогда вы достигнете высот.
Не хотите пахать без остановки? Ставьте более приземистые цели — за это вас никто не осудит. Не требуйте от себя невозможного: если вам удобно работать в среднем темпе, выстраивайте соответствующие планы и постепенно достигайте их.
Незнание целевой аудитории
Главная фигура Вашего бизнеса — потребитель. Именно на него должна быть ориентирована вся работа. Чтобы Ваш продукт пользовался спросом, нужно достичь полного понимания целевой аудитории.
Ответьте себе на такие вопросы:
-
Что отличает Ваших клиентов от остальных людей?
-
Какие потребности у них есть и какие они удовлетворят при помощи Вашего предложения?
-
Какой средний чек готов оставить Ваш покупатель?
-
Как часто возникает потребность в Вашем товаре?
-
Какова предельная полезность от Вашего предложения?
-
Сколько Ваших потенциальных клиентов находится в Вашем районе/городе/стране?
-
Сколько клиентов вы можете обслуживать?
Также важным нюансом является поддержание устойчивых связей с клиентами. Две задачи: поиск новых клиентов и выстраивание отношений со старыми клиентами — должны занимать одинаковое место в Вашей работе. Ищите, что вы можете допродать, какие предложения сделать, чтобы целевая аудитория вновь и вновь возвращалась к вам и клиенты становились постоянными. А чтобы это сделать, вам опять же надо знать внутренний мир Вашего клиента.
Неумение воспринимать критику
Приступая к своему делу, нужно подготовиться к волне критики, которая вас накроет. Критиковать могут все: инвесторы — разносить в пух и прах Ваш бизнес-план, партнеры — высказывать недовольство текущим положением дел, клиенты — выражать неудовлетворение. Всем вокруг не угодить, поэтому вам так или иначе придется выпить эту горькую таблетку.
В бизнесе вы будете вечным учеником, поэтому нужно научиться грамотно воспринимать критику и работать над своими ошибками. Это глобальная работа, поэтому я посвятил ей полноценную статью: «Как спокойно реагировать на критику?»
Отсутствие плана
Приступая к реализации бизнес-идеи, вы должны иметь на руках проработанный бизнес-план. При этом речь идет не об официальном документе, который вы будете подавать инвесторам или кредиторам. Я говорю о подробно расписанном плане действий, которые приведут к реализации Вашей бизнес-идеи.
Пусть это будет своеобразной инструкцией к Вашему делу. В любой момент вы сможете обратиться к ней, чтобы узнать дальнейший план действий. Ведь даже у игрушек из Киндер-Сюрприз есть инструкция, неужели с Вашим бизнесом будет проще?
Я рекомендую включить в бизнес-план несколько разделов:
-
Определение целей с указанием конкретных цифр: объема продаж, прибыли, сроков достижения.
-
Распределение ответственности между партнерами и сотрудниками.
-
Предполагаемые бизнес расходы и доходы.
-
Оценка предпринимательских рисков и активности конкурентов.
-
Несколько альтернативных вариантов развития бизнеса с учетом изменчивости условий.
Полученный бизнес-план должен позволить вам как проследить долгосрочную перспективу, так и определить план действий на ближайший квартал, месяц и даже день. Если тема планирования вас увлекла, и вы хотели бы узнать о ней больше, то в ближайшее время я напишу подробную статью на эту тему.
Отсутствие специальных правовых знаний
Открывая свое дело, вам придется решить ряд задач организационного характера:
-
Зарегистрировать свое дело: выбрать подходящую организационно-правовую форму и систему налогообложения.
-
Внедрить правильный прием денег: подключить и зарегистрировать кассовый аппарат и создать официальный счет в банке.
-
Легализовать трудовые отношения: составить договоры, оформить кадры, наладить выплату «белой» заработной платы.
-
Найти способы легальной экономии: государственные субсидии, гранты, льготные системы налогообложения.
Решение этих и множества подобных задач позволит вам без страха смотреть в будущее: наращивать обороты и не трястись при каждом визите налоговой службы.
Неумение продавать
Любой бизнес — связан с продажами. вам придется «продать» свою бизнес-идею инвесторам, «продать» свои условия поставщикам и работникам, ну и конечно, продать товар потребителю. Чтобы дело не зачахло, вам придется заранее определить, какие рекламные каналы вы будете использовать и какие маркетинговые приемы применять.
Маркетинг и продажи — мои любимые темы. Я посвятил им не одну работу и с радостью готов познакомить вас с ними.
RTB в статье
Незнание основ тайм-менеджмента
Работа над своим делом позволяет осознать, что в сутках не целых, а всего 24 часа.То, что раньше казалось вам вечностью, будет пролетать, как один миг. И неудивительно, ведь проблемы и вопросы будут наседать со всех сторон, каждой задаче надо будет уделять внимание.
Чтобы через год такой жизни не свалиться с инсультом или не обанкротиться, нужно учиться управлять своими временными ресурсами. Тайм-менеджмент для бизнесменов — отдельная тема для разговора: уместить все тонкости и советы в одном блоке просто невозможно. Поэтому я рекомендую вам уделить внимание полноценной статье, посвященной управлению временем, — лишним точно не будет.
Статья по теме: «Как всё успевать? Грамотное распределение времени»
Неумение распределять полномочия
Молодые бизнесмены бьются над своим делом, как птицы над птенцами. Их можно понять: не хочется, чтобы что-то пошло не по плану с первых дней. Только вот такая бережливость может стать фатальной: вы чисто физически не сможете выполнять всю работу, поэтому вы либо будете постоянно сдерживать рост, либо будете сами косячить.
Найм подходящих сотрудников — одна из важнейших задач руководителя. Вместо того, чтобы тратить все время и силы на самостоятельное выполнение работы, лучше потратьте эти ресурсы на поиск и подготовку работника, который сделает все за Вас.
Бизнес невозможно построить без слаженной команды профессионалов, поэтому поиск работников и распределение полномочий — Ваша основная задача. Научитесь делегировать и станьте владельцем результата, а не его исполнителем.
Отсутствие развития
Стабильность — признак мастерства. Этот лозунг может относиться, пожалуй, к любым сферам, кроме бизнеса. Здесь показать эффективности может быть лишь стабильный рост — и то не всегда.
На начальном этапе развития, вы должны каждый день улучшать свое дело. Сейчас есть куда расти, и, если вы не используете этот шанс, вы никогда не достигнете поставленной цели. Именно поэтому я и настаиваю на предварительном планировании — оно позволяет знать, что сделать для развития бизнеса сегодня, и не отклониться от заданного курса.
Как добиться постоянного роста показателей и как справляться с застоем — тема, которую я уже поднимал. Если вы замечаете за собой эту ошибку, приглашаю приступить к ее решению:«Почему важно продолжать обучаться всю жизнь»
Вывод
Описанные в этой статье ошибки в бизнесе — лишь основные, бросающиеся в глаза при первом взгляде. При этом у каждого отдельного бизнесмена могут быть свои «уникальные» косяки. Но в этом нет ничего плохого. Просто нужно вовремя находить и исправлять недоработки — и вы не пополните ряды бизнесменов, разорившихся в первый же год работы.
Добавить комментарий