Нет времени читать? Отправим материал на почту

Материал успешно отправлен на вашу почту!

Содержание: [Скрыть]

Страх белого листа знаком каждому, кто занимается интеллектуальным и творческим трудом. Блестящая творческая идея может озарить в самом неподходящем месте: стоя в пробке, сидя на совещании или делая покупки в магазине. Это интересное явление, связанное состоянием мозга: когда он меньше всего концентрирован, то наружу просачивается подсознательное – источник бесконечного творчества.

Но как только человек открывает белый лист, чтобы придать своей идее физическую форму, она будто улетучивается куда-то безвозвратно. В итоге человек может потратить часы, пытаясь придумать первое предложение. Это и есть страх белого листа.


Что такое страх белого листа?

Страх возникает от неизвестности. А все новое – это шаг в неизвестное, будь то новая статья, новая картина или новый архитектурный проект. Страх белого листа заставляет человека часами просидеть у компьютера и не написать ни единого предложения. Он заставляет откладывать задуманное на потом бесконечно долго. 

Если углубиться в тему, то можно заметить, что вопрос как начать писать был актуален чуть ли не для каждого творческого человека в истории. Не скрывали свой страх граф Лотреамон, Робер Денос, Уиллям Берроуз, Редьярд Киплинг, и даже Стивен Кинг с Николаем Васильевичем Гоголем. Но это им не помешало перебороть это неприятное явление и творить свои нетленные труды. Просто каждый из них изобретал свой способ борьбы со страхом белого листа.

Страх белого листа часто путают с прокрастинацией. Но между этими двумя явлениями есть разница: при прокрастинации человек в принципе не находит воли к выполнению задачи. При страхе белого листа у него есть желание и силы сделать запланированное, но он не может найти точку опоры, с которой следовало бы начинать излагать мысли или рисовать картину.


Причины страха белого листа 

Причины страха белого листа, к счастью, кроются на поверхности. Устранив их, можно забыть о проблеме и немедленно приступать к реализации своих задумок. Причины обычно носят комплексный характер, но в корне лежит страх. Какие это страхи? Это следующее:

  • Страх потерпеть неудачу. Неудача заставит усомниться в своих силах. Сам факт неудачи вызывает разочарования в своей компетентности. 

  • Боязнь критики. Человек подвергает сомнению свои мысли и идеи, рассматривает их с точек зрения других людей. И тут мозг подсказывает, что кому-то из них вдруг не понравится итог творчества, и он решит высказаться об этом? Здесь снова получится разочарование. 

  • Нет понимания о том, что такое страх белого листа и как бороться с ним. 

  • Страх не оправдать ожидания. Ожидания заказчика, руководителя, редактора, публики и самого себя. Вдруг материал или картина получится заурядным и не произведет никакого эффекта?

  • Страх не довести дело до конца. Если предстоит масштабная работа, то человек боится сейчас потратить время на начало, а закончить его вдруг не хватит времени, знаний или сил? 

  • И самый большой страх – за его творчеством люди могут увидеть его настоящего. Страх открыть свое истинное лицо миру. Вдруг публике не понравится все, и она раскритикует человека или будет высмеивать? 

Психологи считают, что испытывать страх в разных жизненных ситуациях – это нормально. Нет необходимости бороться с каждым страхом по отдельности, победить его и только после этого приступать к реализации задуманного. Если бы люди так поступали, то мир бы остался на уровне первобытного общества: ни искусства, ни достижений науки, ни литературы и технологий. 

Что это – страх белого листа? Есть ли действенные методы борьбы? Если внимательно наблюдать за собой, то страх – просто фоновый режим. Смотреть ли на фон или играть главную роль – человек решает сам. 

Помимо страха, есть еще объективные причины, по которым работа не сдвигается с места. Например, это – недостаток информации по теме, банальная усталость мозга, отвлекающие факторы.


Как побороть страх белого листа?

Побороть этот страх несложно. Первый шаг – это понимание того факта, что явление носит общечеловеческий характер, а не личная неспособность. Чтобы он больше не парализовал творческие порывы, примите на вооружение следующие простые методики:

  • Детализация проекта. Любая большая задача, поделенная на много мелких частей, становится простой и легко выполнимой. Если предстоит написать статью, нарисовать картину или создать дизайн нового проекта, то рекомендуется поделить работу на несколько последовательных этапов. При написании статьи хорошо работает метод определения структуры. Когда предметы рассмотрения известны, остается только сформулировать свои знания и мысли. 

  • Собрать максимум информации. Это поможет представить завершенную версию задачи. Если нужно составить обзор, то достаточно выделить пару часов на изучение материалов в Интернете. Идеи сами откладываются в мозге.

  • Фрирайтинг. Этот метод помогал Гоголю. Он садился за рабочий стол и просто писал любые слова, фразы и мысли, которые приходят в голову. Такой поток обеспечивает расслабление мозгу, когда подсознательные творческие идеи снова получат возможность просочиться на сознательный уровень. 

  • Составить график. Стивен Кинг ставит себе твердый KPI – писать 1000 слов в день. И неважно, есть вдохновение или нет. Нужно писать так, как получится. Позже, когда появится вдохновение, можно отредактировать и добавить в текст огонька. 

  • Ставить временные рамки. Психологи советуют обмануть мозг, чем с ним бороться. Надо договориться со страхом, что сейчас будет написан первый абзац или будет начертан только эскиз, а остальное потом. А там и вовлечься в процесс и завершить начатое дело на одном дыхании недалеко. 

Если вышеперечисленные методы не дают нужного эффекта, то в запасе есть еще одна уловка для мозга – переключение внимания. Смена деятельности благотворно влияет на психику, мозг начинает более охотно вовлекаться в новый процесс. Это может быть прогулка, поливание цветов, кормление питомца или любое другое приятное, но легкое дело. 


Вывод 

Процесс создания интеллектуальной ценности требует высокой концентрации внимания, умственных и физических способностей. Он всегда сопровождается неприятностями в виде прокрастинации, лени, страхов и сомнений. Но эти факторы не должны стать препятствием на пути. 

Парадоксальный эффект возникает, когда человек перестает бороться с этими явлениями, а принимает их. Он осознает, что его страх может парализовать ход проекта и начинает автоматически подготавливать информационную базу, определять временные рамки или определить структуру задачи. Сомнения заставляют вырабатывать привычку проверять все факты. Иными словами, творческий человек всегда находит способ использовать препятствия в свое благо.

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите её и нажмите ctrl + enter
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.67 (3 Голоса (ов))

Поделитесь мнением о статье


Комментарии
Сайт ВКонтакте

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Оповещение об ошибке

Неверный ввод

Неверный ввод

Добавить на главный экран

Спасибо за вашу помощь по улучшению блога!)