Нет времени читать? Отправим материал на почту

Материал успешно отправлен на вашу почту!

Критика может иметь различные проявления. От вида, который она принимает, зависит грамотная реакция на нее.


Справедливая и несправедливая критика

Замечания могут быть справедливыми и нет. Определение этого параметра — первый шаг к выбору подходящего ответа.

Понять, соответствует ли мнение критика объективному положению дел порой бывает непросто. Я для этого использую следующий алгоритм.

  1. Вникнуть в суть критического замечания. На эмоциях не всегда удается уловить суть обращения, которую оппонент пытался донести. Задайте уточняющие вопросы и сконцентрируйтесь на фактах.
  2. Проведите анализ. Обратитесь к объекту критики и проанализируйте его.
    Возможно, критик прав и Вы действительно оплошали?
  3. Соберите больше мнений. Если однозначно определить, кто — критик или Вы — прав не получается, обратитесь к помощи незаинтересованной стороны. 
  4. Узнайте цель критикующего. Об этом лучше спрашивать «в лоб», а не строить необоснованные догадки и умозаключения. 

Как правило, несправедливая критика раскрывается еще на первом этапе, когда критикующий не может представить четкие и обоснованные доводы своей правоты.
Эта ситуация — тревожный звоночек, который говорит о появлении недоброжелателя. 

Если в процессе разбора критики Вы поняли, что она справедлива, радуйтесь — эта ситуация поможет Вам вырасти как профессионал и личность. Грамотное поведение в такой ситуации: подавить эмоции и согласиться. Говорите спокойно и доброжелательно, без лишних извинений и самобичевания.

Если же Вы столкнулись с необоснованной несправедливой критикой, можете использовать одну из следующих моделей поведения, в зависимости от того, насколько важны отношения с этим человеком:

  • Переключить внимание с эмоций на факты. Запросите подтверждение слов собеседника. В ответ на отказ или их отсутствие можно представить доказательства Вашей правоты. «Вернуть» критику. Спокойно ответить: «Я не считаю, что Ваше мнение справедливо» и прекратить диалог.
  • «Вернуть» критику. Спокойно ответить: «Я не считаю, что Ваше мнение справедливо» и прекратить диалог.
  • Перефразировать критику, сделав ее справедливой. Отчасти справедливую критику можно сделать справедливой, если убрать эмоции и абсолют. Покажите собеседнику правильный вариант высказывания. «Вы плохо работаете!» — «Да, в этом проекте я допустил недоработки. Обязательно их исправлю.»
  • Обратить внимание собеседника на нелогичность и необоснованность критики. Попытаться выяснить причины. 
  • Ответить с юмором. «Да, я такой, сам удивляюсь, как меня еще земля носит!»
  • Игнорирование. Если Вы уверены, что оппонент не желает Вам ничего хорошего, а его доводы необоснованны, можно «возвести стену». Представьте, что между Вами и собеседником стена, в которой застревают все его слова. Не вслушиваясь, кивайте, поддакивайте, и при этом продолжайте делать по-своему.

Последние два варианта особенно рискованные, однако порой спасают нервы при систематических несправедливых «нападениях».

Но как не реагировать на критику в свой адрес, когда человек прямо язвит?

Даже если собеседник может крушить все вокруг, орать благим матом, нести полный бред, старайтесь не совершать следующих действий:

  • Все отрицать. Если собеседник не склонен воспринимать Ваши слова, это будет лишь тратой времени и сил с Вашей стороны. А если оппонент спокоен и слушает Вас, скорее всего, доля правды в его словах есть.
  • Агрессировать и обвинять собеседника в ответ. Ничем, кроме драки или вражды, эта ситуация не закончится.
  • Оправдываться или унижаться.Даже если Вы совершили ошибку — это не смертный грех. Признайте свою вину, постарайтесь исправить ситуацию, но не позволяйте давить на свою личность.


Конструктивная и деструктивная критика

Отличить конструктивную критику от деструктивной также не сложно — достаточно знать основные их характеристики.

Конструктивная критика — это выражение мнения с целью оказания помощи. В данном случае оппонент оценивает Ваш поступок, позицию, результат работы, не затрагивая личность. Вы поймете, что это именно конструктив по ряду особенностей:

  • Принятие субъективности мышлений. Свое мнение критик не выдает за абсолютную истину и подчеркивает, что это лишь его личная позиция.
  • Конкретность. Собеседник указывает на детали, фрагменты работы. Он не возводит негатив в абсолют, утверждая, что плохо абсолютно все.
  • Аргументированность. Оппонент приводит в доказательство своей правоты факты, приводит примеры.
  • Осведомленность. Критикующий обладает достаточным багажом знаний и опыта по данной теме.
  • Уважительность. Критикуя, собеседник не оскорбляет Вас, не переходит на личность, а общается спокойно и вежливо.
  • Видение положительных моментов. Критикующий акцентирует внимание не только на минусах, отмечает, что некоторые положительные моменты все же есть.

Относиться к конструктивной критике нужно положительно, в какой бы форме она бы ни была предъявлена. Помните, что это замечание пойдет лишь Вам на пользу, если Вы сможете сделать правильные выводы.

Другое дело — деструктивная критика, которая делается бесцельно или для того, чтобы достигнуть каких-либо низких результатов:

  • Манипуляция. Критик произносить гневную речь, чтобы склонить Вас к определенному решению, выгодному ему.
  • Унижение. Завистники часто пытаются найти недостатки в своей жертве и прилюдно указывают на них.
  • Повышение самооценки. Некоторые люди с низкой самооценкой получают уверенность, унижая других. 

Бесплатная мультиссылка в
Инстаграм
Создавайте легко.
Вдохновляйте клиентов на
покупки.

Создать
бесплатно
Aqulas

Сигналов того, что критика деструктивна, может быть несколько:

  • Претензия на объективность. Оппонент заявляет, что все, сказанное им, стопроцентная истина, которую нельзя подвергать сомнению.
  • Отсутствие конкретики. Критикуется все разом, используются общие и размытые формулировки.
  • Внимание мелочам. Обратная ситуация, когда оппонент критикует несущественные моменты, не оказывающих влияния на результат.
  • Голословность. В подтверждение своих слов критик не приводит никаких аргументов. В ответ на просьбу привести объективные доводы, проявляет агрессию.
  • Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свое мнение, не реагирует на просьбы прекратить или перенести обсуждение на более удобное время. 
  • Переход на личность. Человек высказывает негативное мнение о Вас, как о личности, как правило, в неуважительной форме.

Если не быть осторожным с деструктивной критикой, она может разрушить Вашу мотивацию и желание работать — этого и добивается критикующий. Если есть такая возможность, сообщите, что Вы не собираетесь поддерживать этот деструктивный диалог, и игнорируйте оппонента. Также можно использовать методы защиты, описанные для несправедливой критики.


Как большинство людей реагируют на критику?

Совершенно естественная реакция на критику — негативная. Так наше сознание реагирует на негатив и пытается защитить самооценку. Но негатив негативу рознь, и если у одного после жесткого разбора полетов просто ухудшится настроение, то другой забьется в угол и будет плакать.

Причин, по которым человек слишком ярко реагирует на любые высказывая может быть несколько. Я назову их основные разновидности, а Вы покопайтесь в себе — если две-три причины подходят Вам, решить проблему с негативным восприятием психики Вы сможете и самостоятельно. Если же их больше, стоит обратиться за помощью к психотерапевту, который избавит Вас от этой проблемы.

  1. Внутренний критик или жесткое Супер-Эго. Личностям с такой проблемой свойственно негативное мышление: «У меня ничего не получится», «Все выйдет опять плохо!» Критика извне, в какой бы форме она ни была бы, подтверждает эти внутренние угрызения, дает им серьезный повод, чтобы нанести болезненный удар по самомнению.
  2. Психологическая травма. Ослабленная после столкновения с серьезным раздражителем психика просто не может найти силы на борьбу с очередным негативом. Сообщение, которое при этом может транслироваться: «Ну вот опять опасность!», «Все прямо как в тот раз!».
  3. Нарциссизм. В данном случае понимается не раздутое в искусстве самолюбование, а принятие и понимание себя через призму мнения окружающих. Любое негативное мнение воспринимается как свидетельство о наличии каких-либо дефектов, неполноценности личности. Любая критика означает, что Вы потерпели неудачу, а значит, Вы ничтожны и слабы. И вообще непонятно, как спокойно реагировать на критику в этом случае.
  4. Неустойчивая или низкая самооценка. При низкой или расшатанной самооценке любая критика опускает самомнение еще ниже. При этом личность, уставшая от своего положения, воспринимает такое давление как катастрофу. «Ну, все, теперь я еще хуже» — мысли, которые могут кружить в голове.
  5. Незащищенность или ранимость. Ранимость психики очень ослабляет, любая критика воспринимается остро. Чувства, будто с Вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. Остается только кричать: «Больно! Зачем Вы это делаете со мной?».
  6. Синдром самозванца. Все достижения и результаты воспринимаются, как подарки судьбы, а не заслуженные лавры. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх – а вдруг все поймут, что я этого не заслужил? Любое высказывание со стороны выглядит как угроза. «Вот сейчас они все поймут!».
  7. Перфекционизм. У перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши, вся их жизнь — погоня за идеалом. Критика отбрасывает личность назад, ломает карточный домик под названием «Идеал». «О боже! Я несовершенен!».
  8. Невозможность выносить чужой дискомфорт. Этих людей еще можно назвать удобными. Они отказываются от своих потребностей, чувств, желаний, лишь бы не доставлять никому проблем. Критика при этом становится тревожным сигналом или даже сиреной, которая трубит: «Караул! Не угодила! Кто-то мучается!».
  9. Паранойя.Такие люди могут похвастаться девизом: «Все неспроста!». Негатив со стороны сразу приобретает оттенок злонамеренности, критик автоматически возводится в ранг врагов.

Какой вывод можно сделать? Если Вы болезненно реагируете на критику — это абсолютно нормально! Выявите причину, по которой это происходит и переходите к ее решению.


Правильно реагируем на критику

Итак, Вы выявили причины, по которым критика приносит Вам такую боль. Но ведь на ее устранение могут уйти годы. Чтобы все это время не терпеть эмоциональные американские горки, научитесь грамотно воспринимать критику уже сейчас. У меня есть несколько советов для Вас.


Подавляйте эмоции

Услышав критику, первым делом проверьте свое самочувствие. Не напряжено ли тело? Не участилось ли дыхание? Если это произошло, постарайтесь «усмирить» свою физиологию.

Далее переходим к мыслям. Попробуйте проявить эмпатию к критику. Посмотрите на проблему его глазами — как бы Вы отреагировали в такой ситуации? Если Вы прочувствовали собеседника, поняли его мотивы и осознали, что угрозы нет, можно подтвердить свое состояние словами: «Я понимаю Вас».

Если взять себя в руки не получается, отложите разговор на потом. В этом нет никакого преступления — Вам нужно морально подготовиться к тяжелому разговору, и Вы имеете на это право. В спокойной обстановке Вы сможете обдумать ситуацию, обратиться к объекту критики и исправить те ошибки, которые отметите. Также у Вас будет время на подготовку к аргументированной контратаке, если ее не избежать.


Мыслите позитивно

Включите в себе «Взрослого», что напомнить себе о том, что критика касается лишь работы, отдельных аспектов Вашего поведения, но не личности в целом.

Попробуйте перенести критику на сторонний объект. Например, если критикуют Вашу работу, представьте, что Вам высказывают недовольство работой некоего сотрудника.
Так, Вы объективно воспримите критику, избавитесь от защитного поведения и сможете извлечь пользу из диалога.  

Добавьте себе уверенности, похвалите себя. Напомните себе, о сильных сторонах своей личности, о своих успехах и достижениях. А лучше — обратитесь за поддержкой к близким, которые любят Вас таким, какой Вы есть.

banner-livedune


Внимательно слушаем критикующего

Не забывайте концентрироваться на словах критикующего. Задавайте уточняющие вопросы, интересуйтесь мнением окружающих. 

После окончания беседы, подведите итог — спокойно повторите все сказанное.
Это позволит Вам:

  • показать, что Вы внимательный слушатель, готовый воспринимать критику конструктивно;
  • проверить, правильно ли Вы усвоили суть сообщения. Вам могла помешать тревога и нервозность, а значит Вы могли сильно исказить слова собеседника.


Как научиться реагировать спокойно

В этом деле важна постоянные тренировки. Я, например, попросил своих друзей, знакомых, партнеров критиковать меня по любому случаю. Конечно, по началу было очень тяжело, я частенько терпел фиаско — злился и срывался на окружающих. Но постепенно защитная реакция смягчилась.

Через несколько недель я начал отделять критику от личности мгновенно. После этого любые высказывания я могу взвесить и объективно оценить. Я все еще продолжаю упражняться, ведь нет предела совершенству.

Конечно, такой метод подойдет далеко не всем. Как я уже говорил, при большом количестве психологических барьеров, данную проблему нужно решать совместно с психологом или при поддержке родных и близких. 

Вот для Вас небольшое видео, чтобы смогли закрепить материал:

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите её и нажмите ctrl + enter
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (4 Голоса (ов))

Поделитесь мнением о статье


Комментарии
Сайт ВКонтакте

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Оповещение об ошибке

Неверный ввод

Неверный ввод

Добавить на главный экран

Спасибо за вашу помощь по улучшению блога!)